Фея сирени «Русского балета» — «Литературная газета»

Фея сирени «Русского балета» — «Литературная газета»

Не каждому музыканту удается стать дирижером, способным управлять оркестром, так же, как не каждому солисту, даже с мировым именем, научить других своему волшебному мастерству. Но есть счастливые исключения.


«Когда я задумываюсь о том, сколько лет нас связывает с Ольгой Васильевной, понимаю, что, по сути, за нашими плечами не только многолетняя совместная творческая работа, но и целая жизнь», – делится мыслью создатель и бессменный руководитель «Русского балета», народный артист СССР Вячеслав Гордеев. Жизнь, наполненная общими целями, задачами, поисками путей их решения. Неожиданная встреча с ней в 1984 году стала настоящим подарком судьбы.
А случилась эта их встреча в Сыктывкаре, где Ольга Коханчук, сменив амплуа ведущей солистки, возглавила балетную труппу местного музыкального театра. На ее опыт руководителя выпускнику ГИТИСа Гордееву порекомендовала обратить пристальное внимание звезда Большого театра Марина Семенова. Добавив, что именно в Сыктывкарском театре она поможет ему успешно завершить его дипломную работу – балет «Память», посвященный 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Как нынче вспоминает Вячеслав Михайлович, столь активной, творчески увлеченной личности, ему, создавшему в столице уже свой собственный коллектив, просто искать не надо было. «Ольга Васильевна согласилась принять мое приглашение и переехать с семьей в Москву». Стоит ли говорить, что переезд в столицу вместе с семьей для нее тоже стал знаковым событием. Так началась их многолетняя творческая дружба, выдержавшая испытания временем.

«Можно много говорить об этом удивительном человеке, – продолжает Вячеслав Михайлович. – О ее высоком профессионализме, преданности искусству классического балета, педагогическом таланте, неиссякаемой энергии, о не ослабевающем интересе ко всему, что связано с искусством хореографии в России и мире. Не менее важны и дипломатические способности Ольги Васильевны, умеющей найти подход к своим ученикам даже с самым непростым характером. Ольга Васильевна не разделяет работу и жизнь, ее по-настоящему волнует все, связанное с театром. Богатейший жизненный и сценический опыт позволяет давать самые необходимые советы тем, кто еще только формируется, осваивает высоты нашей сложной, но такой любимой народом профессии. Ольга Васильевна в прямом смысле слова – «правая рука» руководства театра. Для нее нет мелочей: будь то небрежность, допущенная при изготовлении или подвеске декораций, или неправильно выставленный свет. Она и в балетном классе, и на сцене, и за световым пультом… Везде поспевает, и все ей удается. Поэтому ее пример – наилучший воспитательный образец для новых и новых поколений ­артистов, называющих Ольгу Васильевну своей балетной мамой».
…Родилась Оля в 1942 году в шахтерской Константиновке на Донеччине. Отца не помнит – уйдя на фронт, он оттуда так и не вернулся. А семью эвакуировали на север, в Сыктывкар. Там маленькую Олю отдали в музыкальную школу осваивать фортепиано и скрипку Но победила врожденная страсть к танцу – не дождавшись «добра» старших, она целыми днями стала пропадать во Дворце пионеров, где ее просто завораживали уроки руководителя хореографической студии бывшей балерины Натальи Альбертовны Генчель. Самым удивительным результатом их встречи стало то, что четвероклассница сама сумела организовать в школе танцевальный кружок, где поставленные ею номера становились гвоздем программы всех праздничных вечеров. В качестве поощрения за общественную активность ее отправили во всесоюзный пионерский лагерь Артек. В Артеке тоже был танцевальный кружок, где, по достоинству оценив незаурядные способности девочки из Сыктывкара, его руководитель балерина Большого театра Ирина Добель поставила Оле номер на музыку песни Анатолия Новикова «Смуглянка». Номер имел бешеный успех на всех лагерных мероприятиях. Прощаясь, наставница обронила фразу, ставшую для будущей балерины судьбоносной: «Тебе надо серьезно учиться».

Вернувшись в родной город, Оля уже ни о чем другом и не помышляла, и потому ее письмо в Пермское хореографическое училище хоть и запоздало – там уже шел третий тур – ее все же приняли. Опытнейшие учителя старой русской хореографической школы Мариинки (в то время Театра им. С.М.Кирова), задержавшиеся после эвакуации здесь дружно отметили: хоть и маленькая, но очень «танцевальная». А «танцевальной», чтобы компенсировать траты за снятое жилье, помогли устроиться преподавателем ритмики и классики в общеобразовательную школу. С этого времени и начался тогда для двенадцатилетней девчушки педагогический опыт будущей помощницы Гордеева. Потом, после окончания училища она станет солисткой балета только что открывшегося в Сыктывкаре Музыкального театра и сразу окунулась в сложную и интересную работу: создание первого национального балета «Яг-Морт» («Лесной человек»). Вместе с композитором Яковом Перепелицей и балетмейстером Григорием Ваховским они за два месяца создали спектакль, который до сих пор живет на сцене местного театра.

В своем родном театре Ольга встретила и свою любовь. С Игорем Кочетковым, солистом балета, народным артистом Коми АССР, они прожили полвека и за два десятилетия сценической работы станцевали весь классический репертуар: «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Эсмеральда», «Бахчисарайский фонтан», «Корсар», «Гаянэ», «Тропою грома», «Большой вальс». С первых дней работы здесь Ольга Васильевна совмещала собственное исполнительство с ведением балетных классов. В 1974 году по ее инициативе в театре открылась хореографическая школа, ставшая важным подспорьем подготовки кадров для балетной труппы. Завершив сценическую карьеру, Ольга Васильевна, окунувшись с головой в педагогическую деятельность, поступила на заочное отделение Московского государственного института культуры. Окончила его с дипломом режиссёра театрализованных массовых представлений.

Но вернемся в 1985 год, когда судьба свела ее с Вячеславом Гордеевым при постановке в Сыктывкаре балета «Память». Вячеслав Михайлович, как мы уже знаем, по достоинству оценил профессиональные и личностные качества Коханчук, увидев в ней талантливого педагога и хорошего организатора. Будучи художественным руководителем «Русского балета», он пригласил Ольгу Васильевну на работу в Москву. И не ошибся. Она действительно стала не просто ведущим педагогом-репетитором театра, но главным и верным помощником его создателя. За годы работы в «Русском балете» Ольга Васильевна подготовила огромное количество учеников. Вывела на сцену балерин и танцовщиков в сложнейших партиях классического репертуара и современных постановках. Многие, благодаря ее кропотливой работе, удостоены званий лауреатов международных конкурсов, получили государственные награды и знаки отличия.

Свое 80-летие эта миниатюрная женщина, заслуженная артистка РСФСР, кавалер ордена «Знак Почета», обладатель профессиональной премии «Рыцарь балета» встречает с прежней творческой увлеченностью. Без устали репетирует с солистами и кордебалетом, не устает давать мастер-классы, причем не только в России, но и за рубежом. А еще, досконально изучив все тонкости балетного репертуара, руководит развеской декораций, ведет спектакли в Москве и на гастролях, а порой ее можно увидеть и за световым пультом.

Завершить рассказ об этом удивительном мастере отечественной хореографии и просто скромного человека хочется словами известного российского артиста балета, педагога и балетмейстера-постановщика, в свое время работавшего вместе с Коханчук в «Русском балете», затем худрука балетной труппы Большого театра, а ныне главного балетмейстера Самарского театра оперы и балета Ю́рия Бурла́ки: «Я рад в честь ее славного юбилея сказать то сокровенное, что хранила долгие годы моя душа, но как-то не признаться в этом Вам напрямую. Вы удивительный, тонкий, душевный человек и высокий профессионал! Вы – настоящая душа «Русского балета», настоящая Фея Сирени этого театра, которая продолжает одухотворять новые поколения танцовщиков и новые поколения спектаклей теперь уже Академического театра «Русский балет». Как говорится, лучше не скажешь…

Ирина КОТЕНКО
20.05.2022